ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА
Сегодня к информационной сфере обращено самое пристальное внимание общества. Даже краткое перечисление того, что входит в информационную сферу, поясняет это: телевидение, радиовещание, социальные сети, газеты и журналы, книги, библиотеки и архивы, интернет, телекоммуникации, мобильная связь, производство компьютеров, информационных технологий и программного обеспечения, электронное правительство, электронная торговля и телемедицина, дистанционное образование, веб-сайты, информационные ресурсы (профессиональные, образовательные, развлекательные и т.п.). Кроме того, в последние месяцы этот интерес подогрели новые явления, которые вошли в нашу жизнь: информационная война, информационное воздействие, пропаганда, фейк, манипуляции, контрпропаганда и много другое.
И вот в этой важнейшей информационной сфере у нас все просто замечательно! Этот вывод следует из предложений Временной специальной комиссии (ВСК) Верховной Рады в части изменений полномочий Верховной Рады, Президента и Премьер-министра. Оказывается в информационной сфере если и есть проблемы, то они сводятся лишь к одному - с чьей подачи и кто будет назначать руководителя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины. Надо отдать должное математическому образованию разработчиков предложений – они представили практически полный перечень возможных комбинаций из трех субъектов представления и назначения.
Предложенные новеллы в Конституцию, по сути, означают лишь одно – дальнейшую фиксацию на многие годы институциональной системы государственного управления в информационной сфере. Хорошо это или плохо? Хорошо если состояние информационной сферы не вызывает нареканий. Но плохо, если ситуация неуправляема, результаты неутешительны. В этом случае сохранение неэффективной структуры государственного управления «узаконивает» дальнейшую стагнацию информационной сферы, делает невозможным решение проблем, накопленных за многие годы.
Какие же проблемы сегодня имеют место в информационной сфере, которую в современном государстве можно условно разделить на две основные части – контентную, т.е. собственно информационную, и технологическую.
Вначале поговорим о контентной части информационной сферы.
1. Концепция государственной информационной политики. Прежде всего основная проблема – это отсутствие государственной информационной политики оформленной в виде официального стратегического документа самого высокого уровня. Впервые задача по созданию такого документа была поставлена на заседании СНБО еще в 1997 году, но воз и поныне там. Спорадические попытки поручить разработку этого документа Госкомтелерадио окончились плачевно. И это не вина разработчиков многочисленных проектов, это следствие институционального положения этого органа в системе исполнительной власти и его реальных полномочий. Провалы в создании такого стратегического документа, который должен охватывать всю информационную сферу, все сегменты деятельности в ней, поясняются функционально ограниченным кругозором органа, которому это неизменно поручали. Но стране от этого не легче.
К чему приводит отсутствие стратегического документа, определяющего информационную политику в стране?
2. Средства массовой информации.
В целом – невысокое качество информационных материалов, особенно это касается государственных изданий.
Проблемы с обеспечением независимости деятельности редакционных коллективов и журналистов.
Невысокий уровень журналистского самоуправления, неразвитость системы кодексов поведения журналистов.
Телевидение.
Практически провалено внедрение цифрового телевидения, которое должно было бы полномасштабно заработать с лета 2015 года.
Хаотичное произвольное «набивание» телевизионного пространства каналами, содержание которых не отвечает интересам общества. Катастрофически не хватает культурных, познавательных, детских, учебных каналов, развивающих, нишевых тематических каналов. Прогосударственной политики в этом вопросе нет. Сплошная коммерция.
Не решаются системные, важнейшие проблемы:
· совершенствования законодательства в соответствии мировыми и европейскими стандартами, в частности, в отношении лицензирования вещания;
· монополизации телерадиоорганизаций, в частности, проблемы горизонтальной, вертикальной и перекрестной концентрации;
· обеспечения независимости и объективности деятельности телерадиоорганизаций;
· учета каналами культурного, идеологического и политического многообразия в обществе, общепризнанных международных норм и стандартов;
· недопущения в программах призывов к нарушению территориальной целостности страны, пропаганды насилия и жестокости, разжигания расовой, национальной и религиозной вражды.
Наверное, это неправильно!, когда непрозрачно назначаемый и непрозрачно функционирующий Национальный совет по телевидению и радиовещанию по своему разумению, не всегда квалифицированному, определяет и реализует стратегию развития, в том числе техническую, важнейшей из сфер массовых коммуникаций.
Действительно, специфика деятельности Нацсовета требует, чтобы его члены были профессионалами высокого уровня во многих сферах. А с этим то, как раз и беда. Поэтому основная деятельность Совета, как правило, сводилась к выдаче лицензий. Поэтому в рамках государственной информационной политики необходимо концептуально пересмотреть цели и задачи функционирования Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
Радиовещание.
Практически утеряна аудитория Национальной радиокомпании в длинноволновом и средневолновом диапазоне (это в основном жители сельских районов). Тоже самое относится и к проводной радиотрансляционной сети.
Хаотичное произвольное «набивание» вещания в ФМ диапазоне коммерческими радиостанциями с невнятной программной политикой. Не всегда проукраинской направленности.
Практическое отсутствие Национальной радиокомпании и местного регионального вещания в этом диапазоне.
Отсутствие мониторинга за выполнением вещателями заявленной программной политики.
Пресса.
Отсутствие протекционистской политики в отношении газет социальной направленности.
Экономически и политически искаженная политика в отношении дотаций по доставке газет.
«Новые СМИ».
Полное отсутствие государственной политики в отношении новых конвергентных средств массовой коммуникации, базирующихся на использовании компьютерных и интернет технологиях.
Речь идет не столько о регуляторных вопросах, сколько о подготовке профессиональных кадров, понимающих феноменальные возможности этого средства массовых коммуникаций и использующих на благо общества.
3. Использование языка.
Проблема статуса и использования языка, на наш взгляд, также является проблемой государственной информационной политики. Да, эта проблема, несомненно, имеет отношение к культуре, с этим трудно не согласится. Но невозможно не согласится и с тем, что проблема языка пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и государства. Ну, не будет Министерство культуры заниматься тем, чтобы инструкции по применению лекарств были написаны на понятом больному языке. И это не праздный вопрос, иногда это вопрос жизни и смерти.
Не относятся к культуре вопросы книгоиздания, науки, обращений в органы власти и правопорядка, уличной рекламы, объявлений в транспорте, титров на телевидении и многие другие. Это все те вопросы, решение которых может создать комфортную среду обитания для любого из нас, а с другой стороны, не решение – создать атмосферу постоянного раздражения или недовольства. Поэтому концептуально в государстве помогать решать проблему использования того или иного языка в том или ином регионе должен государственный орган, отвечающий за формирование и выполнение государственной информационной политики, но которой нет ... .
4. Информационные ресурсы.
Творчество.
Отсутствие системной протекционистской политики государства по «выращиванию» и поддержке писателей (особенно молодых), драматургов, кинематографистов.
Не создана система поддержки создания научно-популярных, разъяснительных, высоко познавательных информационных продуктов для детей и юношества с высоким патриотичным зарядом.
Библиотеки и архивы.
Для библиотек, которые в большинстве случаев продолжают играть роль культурно-познавательных центров (иногда единственных) не предложена действенная стратегия преобразований в соответствии с требованиями современности.
Не решена острейшая проблема нехватки книг для пополнения и обновления библиотечных фондов.
Лишь благодаря частной инициативе идет переоснащение небольшой части библиотек на компьютерные и интернет технологии.
Отсутствует государственная программа по цифровизации библиотечного фонда крупнейших библиотек и архивов, что сделало бы их доступными во всех уголках страны.
Электронные информационные ресурсы
Не реализована программа создания системы национальных электронных информационных ресурсов.
5. Информационная политика государства.
Сегодня, именно сегодня, в очень сложных и быстро изменяющихся условиях государство не может внятно вербализировать смысл и содержание своей политики во всех сферах, сформировать мощные каналы доведения этой информации не только до наших граждан, но и до зарубежной аудитории.
Просто отсутствует эффективная институциональная система, которая обеспечивала бы массовые коммуникации со стороны государства во всех проявлениях его деятельности с гражданами страны.
А важно ли для современного демократического государства – информирование, пропаганда, контрпропаганда? Важно! Это означает формирование в обществе состояния предсказуемости, уверенности, понимания текущих и будущих событий. Это формирование в каждом из нас понимания того, что мы, граждане, для государства представляем ценность и оно заинтересовано в том, чтобы разъяснить нам свои действия и получить в обмен нашу лояльность к нему. Это действия направленные на формирование самоуважения у нас всех как граждан нашей страны.
Информирование.
В нынешних условиях острого информационного противостояния, когда для всех нас каждое актуальное и достоверное информационное сообщение как глоток свежего воздуха, представляется преступным отсутствие функциональной координации информационной деятельности органов государственной власти, которая бы позволила синхронно и системно доводить всеми доступными средствами максимум разносторонней официальной информации.
Необходимо создание координационного центра с аналитическими функциями и соответствующими полномочиями для организации скоординированной работы пресс-служб всех министерств и ведомств, местных органов самоуправления и государственных администраций.
Его задача выявлять информационные запросы общества, случаи информационного вакуума и осуществлять координацию действий по их удовлетворению.
Пропаганда и контрпропаганда.
Отсутствует система формирования комплексных информационных воздействий, направленных на упреждающее доведение, пояснение и разъяснение действий органов государственной власти.
Отсутствует видение необходимости системно пропагандировать достижения и положительные примеры в обществе, пусть даже и локальные.
Отсутствует функция государства, которая бы позволяла осуществлять контрпропагандистские меры в ответ на не дружественные информационные воздействия как внутренних, так и внешних субъектов. Или противодействовать информационной агрессии, которая может быть элементом возможной сетецентрической войны.
Нет аналитических центров, которые бы изучали текущее состояние и, главное, тенденции информационной политики иностранных государств в отношении Украины и вырабатывали рекомендации соответствующим государственным институциям по формированию систем конкретных информационных воздействий, как упреждающего характера, так и характера реагирования.
Предложение по перепрофилированию Национального телевизионного канала в Общественное телевидение является недальновидным и несвоевременным.
Государство лишается мощного канала коммуникаций с обществом. Общественное телевидение должно быть, но не за счет уничтожения государственного.
Деятельность НТКУ и региональных ТРК как государственных СМИ неэффективна. Необходимо творческое реформирование.
Выводы.
Таким образом, в информационной сфере, в ее контентной части остро необходимо проведение «генеральной уборки», прежде всего начиная с формирования государственной информационной политики и заканчивая внятными и действенными шагами по ее реализации. Немаловажную роль при этом должна сыграть и модернизация институциональной системы государственного управления в этой сфере.